Царь Египта
Правил 25 лет.
В результате метяжа был свергнут Амасисом и умертвлен.
Геродот "История" [II 161]
Псаммис царствовал в Египте всего шесть лет. Он совершил поход в Эфиопию и вскоре затем
скончался. Наследовал ему сын Априй. Это был самый счастливый царь из всех древних царей после
своего прапрадеда Псамметиха. Царствовал он 25 лет. За это время он ходил войной на город Сидон
и сражался на море с тирским царем. С Априем случилось несчастье по причине, о которой я упомяну
здесь лишь вскользь, чтобы подробно рассказать потом при описании Ливии. Априй послал войско
против Кирены, но оно потерпело тяжкое поражение. За это египтяне распалились на царя и подняли
восстание, так как полагали, что он, желая извести их, намеренно послал на явную погибель, чтобы
самому более надежно править над остальными. Так вот, уцелевшие от гибели египтяне и их друзья,
возмущенные этим, подняли открытый мятеж.
Геродот "История" [II 162]
Получив весть о восстании, Априй послал к мятежникам Амасиса успокоить их посулами. Когда же
Амасис прибыл и стал уговаривать их, какой-то египтянин во время его речи сзади надел ему шлем
на голову и объявил, что этим коронует его на царство. Это произошло отнюдь не против воли
Амасиса, что он и не замедлил доказать. Когда мятежники провозгласили его царем, Амасис стал
готовиться к борьбе с Априем. Априй же, узнав об этом, отправил к Амасису одного знатного
египтянина из своей свиты, по имени Патарбемис, с приказанием доставить Амасиса к нему живым.
Когда этот Патарбемис прибыл и стал звать Амасиса к царю, Амасис, приподнявшись в седле (он как
раз в это время сидел на коне), испустил ветер и сказал Патарбемису, чтобы тот отнес это Априю.
Патарбемис все же настаивал, чтобы Амасис явился к царю, если уж тот послал за ним. Амасис же
отвечал, что давно уже собирался это сделать и Априю не придется гневаться на него: скоро он сам
придет к царю и других еще приведет с собой к нему. Патарбемис же прекрасно понял смысл этих
слов. Он видел приготовления к войне и поспешно уехал, чтобы немедленно сообщить царю о
положении дел. Когда же Патарбемис явился к Априю, то царь, разгневавшись, не дал сказать ни
слова и приказал отрезать ему уши и нос. Когда остальные египтяне, до сих пор еще верные царю,
увидели такое отвратительное поругание знатнейшего человека из своей среды, то немедленно
перешли на сторону мятежников и предались Амасису.
Геродот "История" [II 163]
При известии об этом Априй вооружил наемников и выступил против восставших египтян. А было у
него 30.000 наемников – карийцев и ионян. В городе Саисе у царя был также большой и
замечательный дворец. Итак, Априй шел войной на своих же египтян, а Амасис – против чужеземных
наемников. В городе Момемфисе оба войска сошлись и начали сражение.
Геродот "История" [II 169]
Итак, после того как Априй во главе наемников и Амасис со всеми египтянами прибыли к городу
Момемфису, началась битва. Хотя наемники храбро сражались, но все же потерпели поражение, так
как значительно уступали врагам численностью. По рассказам, Априй воображал, что даже бог не
может лишить его царства. Столь прочно, казалось ему, сидит он на престоле. Но все же тогда он
был побежден в бою, захвачен в плен и уведен в город Саис в свой прежний дворец, теперь уже
принадлежавший Амасису. Сначала Априя некоторое время содержали в царском дворце, и Амасис
хорошо обходился с ним. В конце концов, когда египтяне стали роптать (они считали, что Амасис
несправедливо поступает, оставляя жизнь своему и их злейшему врагу), и Амасису пришлось выдать
им Априя. Египтяне же задушили его и затем предали погребению в усыпальницах предков. Эти
усыпальницы находятся в храме Афины очень близко от главного святилища, как войдешь, так по
левую руку. А хоронили саисцы в этом святилище всех своих царей саисской династии. Так же и
усыпальница Амасиса – во дворе храма, хотя и дальше от главного святилища, чем Априева и его
предков. Она представляет собой обширную каменную галерею с колоннами в виде пальм и другими
украшениями. В этой галерее находятся два [двухстворчатых] портала, а за ними [в нише] стоит
саркофаг.
Геродот "История" [II 172]
Так-то после свержения Априя воцарился Амасис родом из Саисского округа, из города по имени Сиуф.
...
Геродот "История" [III 1]
На этого-то Амасиса и пошел войной Камбис, сын Кира, и вместе с ним шли все покоренные им
народности, в том числе ионяне и эолийцы. Причина похода была вот какая. Камбис отправил
вестника в Египет просить дочь Амасиса [себе в жены]. А просил Камбис по совету одного
египтянина, который дал этот совет из ненависти к Амасису, за то, что царь его одного из всех
египетских врачей, разлучив с женой и детьми, передал персам, когда Кир послал к Амасису просить
самого лучшего глазного врача в Египте. Так вот, ненавидя царя за это, египтянин и дал Камбису
совет: просить [в жены] дочь Амасиса, для того чтобы египетский царь либо огорчился, отдав дочь,
либо отказом раздражил Камбиса. Амасис же ненавидел могущественных персов и вместе с тем
опасался их: он не знал, как поступить, – отдать ли дочь или отказать. Ведь царь был вполне
уверен, что Камбис берет ее не законной супругой, а в наложницы. Так вот, обдумывая свое
положение, Амасис нашел такой выход. Была у Априя, прежнего царя, дочь, весьма видная и красивая
девушка. Она одна из всей его семьи осталась в живых. Звали ее Нитетис. Эту-ту девушку Амасис
велел нарядить в роскошные, украшенные золотом одежды и отослать в Персию вместо своей дочери.
Через некоторое время Камбис обратился к ней с приветствием, как к дочери Амасиса, а девушка
ответила ему: “Царь! Ты не знаешь, что Амасис обманул тебя. Он нарядил меня в эти роскошные
одежды и прислал к тебе как свою родную дочь. А я на самом деле дочь Априя, его прежнего
господина, на которого он вместе с египтянами восстал и затем умертвил”. Эти-то слова и эта
причина побудили сына Кира Камбиса, страшно разгневавшегося, к войне против Египта. Так, по
крайней мере, гласит персидское предание.
Геродот "История" [IV 159]
При жизни основателя поселения Батта, правившего сорок лет, и за шестнадцать лет царствования
сына его, Аркесилая, численность киренцев оставалась столь же небольшой, как и в начале
переселения. При третьем же царе, прозванном Баттом Счастливым, Пифия побудила изречением
оракула всех эллинов отплыть в Ливию и поселиться там вместе с киренцами. Ибо киренцы приглашали
к себе поселенцев, обещая переделить землю. Изречение оракула гласило так:
Кто слишком поздно придет в вожделенную Ливии землю,
После раздела земли, пожалеть тому горько придется.
Итак, в Кирену собралось очень много людей, которые принялись отнимать у соседних ливийцев
большие участки земли. Тогда ограбленные и смертельно обиженные ливийцы и царь их по имени
Адикран отправили послов в Египет и отдались под защиту египетского царя Априя. А тот собрал
большое египетское войско и послал его против Кирены. Киренцы же, выступив походом в местность
Ирасу и к источнику Феста, напали на египтян и в сражении одержали победу. Египтянам ведь
никогда прежде не случалось иметь дела с эллинами. Они относились к последним с пренебрежением и
теперь потерпели столь страшное поражение, что лишь немногим из них удалось спастись в Египет.
Виновником своего поражения египтяне считали Априя и в отместку подняли против него мятеж.