Царь Египта.
Саисец.
Силой отобрал власть у Априя.
Отец Псамменита.
Друг Поликрата.
После смерти его мумия была осквернена по приказу Камбиса.
Геродот "История" [I 30]
По этой-то причине, а быть может, и для того, чтобы повидать чужие страны, Солон уехал в Египет
к Амасису, а затем – в Сарды к Крезу. ...
Геродот "История" [I 77]
Так сражались оба войска друг с другом. Крез же считал свое войско слишком малочисленным (и
действительно, оно значительно уступало численностью войску Кира). На следующий день Кир не
возобновил битвы, и Крез с войском отступил к Сардам. Он хотел призвать на помощь своих
союзников-египтян (с Амасисом, царем Египта, Крез заключил союз еще раньше, чем с
лакедемонянами). ...
Геродот "История" [II 145]
У эллинов самыми младшими из богов считаются Геракл, Дионис и Пан. У египтян же, напротив,
Пан – самый древний бог, один из сонма так называемых восьми первых богов. А Геракл принадлежит
к сонму двенадцати так называемых вторых богов, Дионис – к третьему сонму, который произошел от
этих двенадцати богов. Сколько лет, по словам египтян, прошло от Геракла до царя Амасиса, я уже
упомянул выше. От Пана, по их расчетам, прошло еще больше времени, от Диониса же гораздо
меньше, хотя все-таки до царя Амасиса – 15000 лет. И это, как утверждают египтяне, они знают
точно, так как всегда вычисляют и записывают года [царей и верховных жрецов]. Напротив, от
Диониса, которого считают сыном Семелы, дочери Кадма, до нашего времени протекло самое большее
1600 лет, от Геракла, сына Алкмены, – около 900 лет, а от Пана, сына Пенелопы (эллины ведь
считают Пана сыном Гермеса и Пенелопы), прошло до сегодняшнего дня еще меньше лет, чем от
Троянской войны, – только 800 лет.
Геродот "История" [II 154]
Ионянам же и карийцам, которые помогли ему [вступить на престол], Псамметих пожаловал участки
земли для поселения друг против друга на обоих берегах Нила. Эти поселения назывались станами.
Земли эти царь пожаловал им и, кроме того, все остальное по обещанию. Он передал им даже
египетских юношей на обучение эллинскому языку. Эти египтяне – предки теперешних толмачей в
Египте. А ионяне и карийцы долгое время жили в этой области. Она лежит по направлению к морю
немного выше города Бубастиса, у так называемого Пелусийского устья Нила. Впоследствии царь
Амасис повелел им оставить эту местность и переселил в Мемфис, сделав их телохранителями для
защиты от своих же египтян. С этими поселенцами эллины, естественно, поддерживали сношения, и
потому-то мы так хорошо осведомлены обо всех событиях в Египте со времени Псамметиха и позднее.
Они были первыми иноземцами, поселившимися в Египте. В тех местах, откуда их переселил Амасис,
еще до моего времени виднелись остатки корабельных верфей и жилищ. Так-то Псамметих стал царем
Египта.
Геродот "История" [II 162]
Получив весть о восстании, Априй послал к мятежникам Амасиса успокоить их посулами. Когда же
Амасис прибыл и стал уговаривать их, какой-то египтянин во время его речи сзади надел ему шлем
на голову и объявил, что этим коронует его на царство. Это произошло отнюдь не против воли
Амасиса, что он и не замедлил доказать. Когда мятежники провозгласили его царем, Амасис стал
готовиться к борьбе с Априем. Априй же, узнав об этом, отправил к Амасису одного знатного
египтянина из своей свиты, по имени Патарбемис, с приказанием доставить Амасиса к нему живым.
Когда этот Патарбемис прибыл и стал звать Амасиса к царю, Амасис, приподнявшись в седле (он как
раз в это время сидел на коне), испустил ветер и сказал Патарбемису, чтобы тот отнес это Априю.
Патарбемис все же настаивал, чтобы Амасис явился к царю, если уж тот послал за ним. Амасис же
отвечал, что давно уже собирался это сделать и Априю не придется гневаться на него: скоро он сам
придет к царю и других еще приведет с собой к нему. Патарбемис же прекрасно понял смысл этих
слов. Он видел приготовления к войне и поспешно уехал, чтобы немедленно сообщить царю о
положении дел. Когда же Патарбемис явился к Априю, то царь, разгневавшись, не дал сказать ни
слова и приказал отрезать ему уши и нос. Когда остальные египтяне, до сих пор еще верные царю,
увидели такое отвратительное поругание знатнейшего человека из своей среды, то немедленно
перешли на сторону мятежников и предались Амасису.
Геродот "История" [II 169]
Итак, после того как Априй во главе наемников и Амасис со всеми египтянами прибыли к городу
Момемфису, началась битва. Хотя наемники храбро сражались, но все же потерпели поражение, так
как значительно уступали врагам численностью. По рассказам, Априй воображал, что даже бог не
может лишить его царства. Столь прочно, казалось ему, сидит он на престоле. Но все же тогда он
был побежден в бою, захвачен в плен и уведен в город Саис в свой прежний дворец, теперь уже
принадлежавший Амасису. Сначала Априя некоторое время содержали в царском дворце, и Амасис
хорошо обходился с ним. В конце концов, когда египтяне стали роптать (они считали, что Амасис
несправедливо поступает, оставляя жизнь своему и их злейшему врагу), и Амасису пришлось выдать
им Априя. Египтяне же задушили его и затем предали погребению в усыпальницах предков. Эти
усыпальницы находятся в храме Афины очень близко от главного святилища, как войдешь, так по
левую руку. А хоронили саисцы в этом святилище всех своих царей саисской династии. Так же и
усыпальница Амасиса – во дворе храма, хотя и дальше от главного святилища, чем Априева и его
предков. Она представляет собой обширную каменную галерею с колоннами в виде пальм и другими
украшениями. В этой галерее находятся два [двухстворчатых] портала, а за ними [в нише] стоит
саркофаг.
Геродот "История" [II 172]
Так-то после свержения Априя воцарился Амасис родом из Саисского округа, из города по имени Сиуф.
Сперва египтяне мало уважали и ни во что не ставили царя, так как прежде он был простым
гражданином и даже незнатного рода. Потом, однако, Амасису удалось завоевать их расположение
хитростью, но деликатным способом. Среди несметных сокровищ был у него умывальный таз, из
которого сам царь и все его гости всегда умывали ноги. Этот-то таз Амасис велел расплавить,
отлить из него статую бога и воздвигнуть в самом оживленном месте города. Египтяне же, проходя
мимо статуи, благоговейно молились ей. Когда же Амасис услышал об этом, то повелел призвать к
себе египтян и объявил им, что статуя [бога] сделана из того таза для омовения ног, куда они
раньше плевали, мочились и где умывали ноги, а теперь ее благоговейно почитают. Вот и с ним,
прибавил царь, произошло примерно то же самое, что с этим тазом. Пусть когда-то прежде Амасис
был только простым гражданином, а теперь – он их царь. Поэтому они должны почитать и уважать
его. Так-то Амасис расположил к себе египтян, так что они добровольно согласились служить ему.
Геродот "История" [II 174]
Как говорят, Амасис, будучи еще простым гражданином, очень любил выпить и пошутить и вовсе не
имел склонности к серьезным занятиям. А когда он пропил и прогулял свое добро, то начал будто бы
воровать у соседей. А те обвиняли его в кражах, и когда он запирался, то водили в прорицалище и
вопрошали, где украденные вещи. Иногда оракул его уличал, но часто и оправдывал. Когда же Амасис
стал царем, то сделал вот что. О храмах тех богов, которые его оправдывали [в кражах], он вовсе
не заботился и не жаловал денег на их украшение. Он и не посещал их и не приносил жертв: по его
словам, ведь эти боги не заслуживают жертвоприношений и их прорицания лживы. Напротив, богов,
уличавших его в воровстве, он глубоко чтил, как истинных богов, дающих правдивые прорицания.
Геродот "История" [II 175]
Прежде всего, он воздвиг в Саисе удивительные преддверия Афине, которые далеко превосходят
высотой и обширностью, а также величиной и красотой камней, из которых они сложены, все другие.
Затем он повелел поставить колоссальные статуи и огромные сфинксы с головами мужчины, а также
доставить огромные глыбы камней для других работ. Некоторые глыбы были перевезены из каменоломен
у Мемфиса, а другие, самые огромные, из города Элефантины, который отстоит от Саиса не менее чем
на двадцать дней плавания вверх по реке. Но вот что меня в этом больше всего удивляет. Царь
повелел доставить из Элефантины целое здание, высеченное из цельного камня. Перевозили же его
три года, и для этого было назначено 2000 человек, которые все были кормчими. Длина этого
храмового здания снаружи 21 локоть, ширина 14, высота 8 локтей. Это – наружные размеры этого
монолитного здания. Изнутри же оно 18 локтей и 20 пяденей длины, 12 локтей ширины и 5 локтей
высоты. Здание стоит при входе в священный участок. Внутрь [священного участка], говорят, его не
втащили вот почему. Зодчий, как рассказывают, при перетаскивании этого здания глубоко вздохнул,
так как ему наскучила бесконечная работа. Амасис же принял это за недобрый знак и не позволил
тащить здание дальше. Другие, впрочем, говорят, что один из рабочих, двигавших здание рычагами,
был раздавлен и поэтому-то здание и не втащили в святилище.
Геродот "История" [II 176]
И во все другие знаменитые святилища Амасис также посвятил архитектурные сооружения,
удивительные своей величиной. Так, между прочим, в Мемфисе перед святилищем лежит на земле
колосс длиной 75 футов. На том же цоколе стоят еще два других колосса из эфиопского камня в 20
футов высоты каждый, по обеим сторонам того большого колосса. Есть также и в Саисе такой же
величины колосс, лежащий на земле, как и в Мемфисе. И Исиде в Мемфисе воздвиг Амасис большой и
достойный удивления храм.
Геродот "История" [II 177]
При царе Амасисе, как рассказывают, Египет достиг величайшего процветания. Река дарила [блага]
земле, а земля – людям, и населенных городов в Египте было тогда, говорят, 20.000. Амасис также
издал вот какое постановление египтянам: каждый египтянин должен был ежегодно объявлять
правителю округа свой доход. А кто этого не сделает и не сможет указать никаких законных
доходов, тому грозила смертная казнь. Афинянин Солон перенял из Египта этот закон и ввел его в
Афинах. Еще и поныне он там сохранился как самый превосходный закон.
Геродот "История" [II 178]
Амасис был другом эллинов. Он не только выказывал благосклонность некоторым из них, но даже
предоставил эллинским переселенцам город Навкратис для жительства. А тем, кто не желал селиться
там, а приезжал только временно [для торговли], он отвел места, где они могли бы воздвигнуть
алтарь и храмы богов. Самое большое, знаменитое и наиболее часто посещаемое из этих святилищ
называется Эллений. Его основали сообща следующие города: из ионийских – Хиос, Теос, Фокея и
Клазомены; из дорийских – Родос, Книд, Галикарнасс и Фаселида; из эолийских – одна Митилена.
Эти-то города сообща владеют святилищем, они же назначают начальников для надзора за торговлей в
порту. Прочие города, которые посещают святилище, там только гости. Город Эгина воздвиг особое
святилище Зевса, самосцы – Геры, а милетяне – Аполлона.
Геродот "История" [II 180]
Когда амфиктионы за 300 талантов отдали подряд на строительство нового дельфийского храма
(прежний храм случайно погиб в огне пожарища), то четвертую часть денег за подряд пришлось
уплатить дельфийцам. Тогда дельфийцы стали ходить по городам и собирать пожертвования, причем
возвратились из Египта далеко не с пустыми руками. Так, Амасис пожертвовал им 1000 талантов
квасцов, а эллины, жившие в Египте, – 20 мин серебра.
Геродот "История" [II 181]
С киренцами же Амасис заключил оборонительный и наступательный союз и не задумался даже взять
себе супругу оттуда потому ли, что желал иметь супругой эллинку, или, быть может, только ради
союза с киренцами. Так вот, он взял себе в супруги девушку по имени Ладику, которая, как одни
говорят, была дочерью Батта, по другим же, – Аркесилая или даже знатного гражданина Критобула.
Однако, разделяя с супругой ложе, Амасис не мог сойтись с нею, хотя еще сходился с другими
женщинами. И так как это повторялось не раз, то Амасис сказал Ладике: “Женщина! Ты меня
совершенно околдовала! Ничто уже не спасет тебя от самой лютой казни, которую когда-либо
испытала женщина!”. Хотя Ладика отрицала свою вину, Амасис не сменил свой гнев на милость. Тогда
Ладика принесла обет Афродите посвятить в Кирену статую богине, если Амасис сойдется с ней в эту
ночь (ведь в этом одном было ее спасение). И действительно, после этого обета Амасис тотчас же
сошелся с ней и с тех пор, всякий раз как приходил, имел сношение с ней, и потом очень полюбил
ее. Ладика же исполнила свой обет богине. Она велела изваять статую и отослала ее в Кирену.
Когда я был там, статуя была еще цела и стояла [в храме] за городом Киреной. Эту Ладику Камбис
после завоевания Египта, узнав от нее самой, кто она, отослал в Кирену, не причинив обиды.
Геродот "История" [II 182]
Амасис же послал посвятительные дары также и в Элладу. В Кирену он пожертвовал позолоченную
статую Афины и свое собственное изображение в красках; затем Афине в Линде – две каменные статуи
и замечательный льняной панцирь; наконец, в храм Геры на Самосе – две свои портретные деревянные
статуи, которые еще в мое время стояли в большом храме за порталом. Эти приношения на Самос царь
сделал ради своей дружбы и гостеприимства с Поликратом, сыном Эака. Что же до даров Амасиса в
Линд, то он принес их вовсе не ради дружбы с кем-нибудь или гостеприимства, а потому что
святилище Афины в Линде, по сказанию, воздвигли дочери Даная, остановившись там во время бегства
от сыновей Египта. Эти посвятительные дары принес Амасис. Он завоевал также впервые остров Кипр
и заставил остров платить ему дань.
Геродот "История" [III 1]
На этого-то Амасиса и пошел войной Камбис, сын Кира, и вместе с ним шли все покоренные им
народности, в том числе ионяне и эолийцы. Причина похода была вот какая. Камбис отправил
вестника в Египет просить дочь Амасиса [себе в жены]. А просил Камбис по совету одного
египтянина, который дал этот совет из ненависти к Амасису, за то, что царь его одного из всех
египетских врачей, разлучив с женой и детьми, передал персам, когда Кир послал к Амасису просить
самого лучшего глазного врача в Египте. Так вот, ненавидя царя за это, египтянин и дал Камбису
совет: просить [в жены] дочь Амасиса, для того чтобы египетский царь либо огорчился, отдав дочь,
либо отказом раздражил Камбиса. Амасис же ненавидел могущественных персов и вместе с тем
опасался их: он не знал, как поступить, – отдать ли дочь или отказать. Ведь царь был вполне
уверен, что Камбис берет ее не законной супругой, а в наложницы. Так вот, обдумывая свое
положение, Амасис нашел такой выход. Была у Априя, прежнего царя, дочь, весьма видная и красивая
девушка. Она одна из всей его семьи осталась в живых. Звали ее Нитетис. Эту-ту девушку Амасис
велел нарядить в роскошные, украшенные золотом одежды и отослать в Персию вместо своей дочери.
Через некоторое время Камбис обратился к ней с приветствием, как к дочери Амасиса, а девушка
ответила ему: “Царь! Ты не знаешь, что Амасис обманул тебя. Он нарядил меня в эти роскошные
одежды и прислал к тебе как свою родную дочь. А я на самом деле дочь Априя, его прежнего
господина, на которого он вместе с египтянами восстал и затем умертвил”. Эти-то слова и эта
причина побудили сына Кира Камбиса, страшно разгневавшегося, к войне против Египта. Так, по
крайней мере, гласит персидское предание.
Геродот "История" [III 2]
Напротив, египтяне считают Камбиса египтянином, именно сыном этой дочери Априя. Ведь, по их
словам, Кир, а вовсе не Камбис послал к Амасису сватать его дочь. Но это неверно. Египтянам было,
во-первых, прекрасно известно (ведь никто так хорошо не знает персидских обычаев и законов, как
египтяне), что у персов не в обычае ставить царем незаконного сына, если есть законный наследник,
а во-вторых, что Камбис был сыном Кассанданы, дочери Фарнаспа Ахеменида, а вовсе не египтянки.
Египтяне искажают историческую истину, выдавая себя за родственников Кирова дома. Так в
действительности обстоит дело.
Геродот "История" [III 4]
А в этом походе случилось вот какое происшествие. Был у Амасиса в числе наемников один
галикарнассец, по имени Фанес, человек умный и храбрый воин. Этот Фанес поссорился с Амасисом и
бежал из Египта на корабле, чтобы предложить свои услуги Камбису. Но так как Фанес имел большой
авторитет среди наемников и был посвящен во все дела в Египте, то Амасис послал поспешно погоню,
чтобы захватить его. А послал царь в погоню на триере самого верного своего евнуха. Тот захватил
Фанеса в Ликии, а, захватив, не смог, однако, доставить в Египет, так как Фанес его перехитрил.
Он напоил своих стражей допьяна и бежал в Персию. А Камбис в это время как раз собирался в поход
на Египет и не знал, как пройти безводную пустыню. Тогда явился Фанес, сообщил Камбису о
положении дел у Амасиса и указал путь через пустыню. А именно, он посоветовал Камбису послать к
царю арабов с просьбой обеспечить безопасный проход через его землю.
Геродот "История" [III 10]
В так называемом Пелусийском устье Нила разбил свой стан Псамменит, сын Амасиса, ожидая Камбиса.
Самого же Амасиса Камбис во время египетского похода уже не застал в живых. Амасис скончался
после 44-летнего царствования. За это время ему не пришлось испытать никакой особенно тяжкой
беды. По кончине царя тело его было набальзамировано и погребено в усыпальнице святилища,
которое он сам воздвиг. А при Псаммените, сыне Амасиса, явилось египтянам великое знамение,
именно выпал дождь в египетских Фивах, чего, по словам самих фиванцев, не бывало ни раньше, ни
после вплоть до нашего времени. Ведь в Верхнем Египте вообще не бывает дождей, да и тогда в
Фивах выпали лишь какие-то капли.
Геродот "История" [III 14]
... После того как миновали и эти, подошел, случайно проходя мимо Псамменита, сына Амасиса,
и сидевших у ворот египтян, один из его застольных друзей, человек уже весьма преклонного
возраста. ...
Геродот "История" [III 16]
Камбис же прибыл из Мемфиса в город Саис ради того, чтобы совершить там деяние, которое он и
действительно совершил. Именно, вступив во дворец Амасиса, он повелел выбросить из усыпальницы
тело царя. А когда это было исполнено, Камбис велел бичевать тело, вырвать волосы, исколоть,
словом, всячески осквернить. Когда, наконец, исполнители царского приказа измучились, а
набальзамированное тело, несмотря на их усилия, все-таки не распадалось, Камбис приказал предать
мумию огню. Это было нечестивое, безбожное повеление. Ведь персы считают огонь божеством.
Сжигание же трупов вовсе не в обычае у обоих этих народов. У персов потому, что они по
приведенной выше причине считают преступным предавать какому-нибудь богу человеческое тело.
Египтяне же признают огонь живой тварью, которая пожирает все, что ни попало, чтобы потом,
насытившись, умереть вместе со своей жертвой. Поэтому отдавать покойника на съедение зверям
противно египетскому обычаю. По этой-то причине египтяне и бальзамируют покойника, чтобы он не
был съеден в земле червями. Таким образом, повеление Камбиса противоречило обычаям обоих этих
народов. Египтяне, конечно, рассказывают, что сожжен был не Амасис, а какой-то другой египтянин
одинакового с ним роста [и телосложения]. Оскверняя мумию [этого человека], персы думали, что
оскверняют Амасиса. Амасис же перед своей кончиной, как говорят, узнал от оракула, какая участь
постигнет его тело. Во избежание этого царь велел после смерти похоронить этого человека, тело
которого теперь было подвергнуто бичеванию, перед дверью своей усыпальницы. Свое же собственное
тело приказал сыну положить в самом отдаленном ее углу. Впрочем, по-моему, вся эта история с
распоряжением Амасиса о своей усыпальнице и об этом человеке совершенно неправдоподобна и
выдумана египтянами, чтобы приукрасить дело.
Геродот "История" [III 39]
Пока Камбис был занят войной в Египте, лакедемоняне выступили в поход на Самос против Поликрата,
сына Эака, который стал владыкой острова, подняв народное восстание. Сначала Поликрат разделил
город на три части и правил вместе с братьями Пантагнотом и Силосонтом. Затем одного из братьев
он убил, а младшего – Силосонта изгнал. С тех пор Поликрат стал владыкой всего Самоса. Он
заключил договор о дружбе с Амасисом, царем Египта, послал ему дары и получил ответные подарки.
Вскоре за тем могущество Поликрата возросло и слава о нем разнеслась по Ионии и по всей Элладе.
Ведь во всех походах ему неизменно сопутствовало счастье. У него был флот в 100 50-весельных
кораблей и войско из 1000 стрелков. И с этой военной силой Поликрат разорял без разбора земли
друзей и врагов. Ведь лучше, говорил он, заслужить благодарность друга, возвратив ему
захваченные земли, чем вообще ничего не отнимать у него. Так-то Поликрату удалось захватить
много островов и много городов на материке. Между прочим, он одержал победу над лесбосцами в
морской битве, когда они со всем своим флотом пришли на помощь Милету. Тиран заставил пленников
в оковах выкопать ров вокруг стен на Самосе.
Геродот "История" [III 40]
До Амасиса также дошли как-то слухи о великом преуспевании Поликрата, и это очень встревожило
царя. Когда же Поликрат стал еще гораздо больше преуспевать, Амасис написал такое послание
тирану и отправил на Самос: “Амасис Поликрату говорит так: ""Приятно узнать, что друг наш и
гостеприимец счастлив. Но все же твои великие успехи не радуют меня, так как я знаю, сколь
ревниво [к человеческому счастью] божество. Поэтому я желал бы, чтобы и у меня самого и моих
друзей одно удавалось, а другое нет, чтобы лучше на своем веку мне попеременно сопутствовали
успехи и неудачи, чем быть счастливым всегда. Ведь мне не приходилось слышать еще ни об одном
человеке, кому бы все удавалось, а, в конце концов, он не кончил бы плохо. Поэтому послушайся
моего совета теперь и ради своего счастья поступи так: обдумай, что тебе дороже всего на свете и
потеря чего может больше всего огорчить тебя. Эту-то вещь ты закинь так, чтобы она больше не
попалась никому в руки. И если и тогда успехи у тебя не будут сменяться неудачами, то и впредь
применяй то же средство по моему совету”.
Геродот "История" [III 41]
Поликрат прочел послание и понял, что совет Амасиса хорош. Он стал размышлять, потеря какой
драгоценности больше всего огородит его. А, обдумывая, Поликрат вспомнил вот что. Был у него
смарагдовый перстень с печатью, в золотой оправе, который он носил [на пальце], – изделие
самосца Феодора, сына Телекла. Этот-то перстень Поликрат и решил забросить и поступил так.
Посадив людей на 50-весельный корабль, он сам поднялся на борт и приказал затем выйти в море.
Когда корабль отошел далеко от острова, Поликрат снял перстень и на глазах у всех своих
спутников бросил в море. После этого он отплыл назад и опечаленный потерей возвратился во
дворец.
Геродот "История" [III 43]
Амасис же, прочтя послание Поликрата, убедился, что ни один человек не может уберечь другого от
предреченной ему участи и что Поликрат не кончит добром, так как он преуспевает во всем и даже
находит то, что сам забросил. Так вот, Амасис послал на Самос вестника объявить, что разрывает
свой союз и дружбу с Поликратом. А поступил так Амасис ради того, чтобы не пришлось ему
сокрушаться о Поликрате как о своем друге, когда того постигнет страшное бедствие.
Геродот "История" [III 47]
После этого лакедемоняне снарядили [войско] и выступили в поход на Самос из чувства
признательности, как говорят самосцы, так как самосцы прежде послали им корабли на помощь против
мессенцев. Напротив, лакедемоняне утверждают, что выступили в поход не ради просьб самосцев о
помощи, но, прежде всего, чтобы отомстить за похищение чаши для смешения вина, которую они
послали Крезу, и за панцирь, подаренный им египетским царем Амасисом н похищенный самосцами
годом раньше чаши. Панцирь был льняной с множеством вытканных изображений, украшенный золотом и
хлопчатобумажной бахромой. Самым удивительным в нем было то, что каждая отдельная завязка ткани,
как она ни тонка, состояла из 360 нитей и все они видны. Другой такой панцирь Амасис посвятил в
святилище Афины в Линде.
Геродот "История" [III 125]
Так вот, Поликрат, несмотря на все предостережения, отплыл к Орету с большой свитой приближенных.
Среди них был и Демокед, сын Каллифонта из Кротона, врач, превосходивший искусством всех своих
современников. По прибытии же в Магнесию Поликрат погиб позорной смертью, совершенно недостойной
ни его деяний, ни [великих] замыслов. Ведь, кроме сиракузских тиранов, ни один эллинский
властитель не может сравниться могуществом и пышностью с Поликратом. После того как Орет
умертвил Поликрата таким способом, о котором я не хочу даже рассказывать, он велел распять тело
[несчастного]. Самосцев из свиты Поликрата сатрап отпустил, советуя еще поблагодарить за
освобождение, а иноземцев и рабов оставил как пленников в рабстве. Сновидение же дочери
Поликрата сбылось, когда он был распят: действительно, его омывал Зевс, именно когда шел дождь,
и Гелиос умащал, когда от зноя тело его увлажнялось. Таков был конец великого счастливца
Поликрата. Амасис, египетский царь, предрек ему [печальную кончину].